Хищения автомототранспортных средств приобрели в России за последние годы широкую распространенность в связи с возросшей мобильностью населения, престижностью обладания автомобилем, особенно иностранного производства, высокой стоимостью автомобилей.
Хищения автомототранспортных средств отличаются от иных хищений предметом посягательства. Им являются легковые и грузовые автомобили и мотоциклы. Вид и характеристика автомототранспортных средств на квалификацию преступления не влияют.
Хищения автомобилей и мотоциклов совершаются в основном в форме кражи (ст. 158 УК РФ), в ряде случаев - в форме грабежа (ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ), и в редких случаях - в форме мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в форме присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ).
В структуре хищений автомототранспорта в соответствии со структурой автомототранспортного парка России и тенденциями его развития основную долю составляют хищения легковых автомобилей иностранного производства. В последние годы участились случаи хищений и дорогостоящих грузовых автомобилей иностранного производства, а также спецтехники.
В тоже время раскрываемость хищений автомототранспортных средств остается низкой, поскольку большинство краж автомототранспорта совершается в вечернее и особенно в ночное время и тщательно готовится.
В частности, для преодоления преград и взлома запирающих устройств в гараже или автомобиле подготавливаются наборы отмычек, современный портативный инструмент, а для нейтрализации действия противоугонных систем - радиосканеры, изготавливаются слепки со штатных ключей.
Кражи автомототранспорта совершаются как с неохраняемых стоянок, улиц и дворов, так и со стоянок закрытого типа. В последнем случае совершению кражи способствует халатное отношение к своим обязанностям лиц, осуществляющих охрану и пропускной режим на этих объектах.
Наиболее часто кражи автомототранспортных средств совершаются с открытых стоянок, где они оставлены без присмотра, в том числе со дворов, а также от магазинов, рынков, кафе.
Распространенными местами совершения краж автомашин являются неохраняемые стоянки у торговых центров, офисных зданий и дворы. Имеют место случаи краж автомототранспортных средств и из гаражей собственников. Реже всего кражи совершаются на платных автостоянках.
Материалы следственной практики последних лет свидетельствуют о том, что марка и модель похищаемого автомототранспорта зависят от ряда обстоятельств: спроса, времени года, специфики региона, где совершается преступление, наличия и степени сложности противоугонных систем, места и условий стоянки автомототранспорта, стоимости и срока эксплуатации автомобиля.
Особый интерес проявляют похитители к автомобилям, находящимся в процессе снятия и постановки на учет, поскольку автомобили без государственных номерных знаков в учетах правоохранительных органов не числятся и их проще легализовать.
Для завладения автомобилем преступники нередко прибегают к обману собственника либо злоупотребляют его доверием, специально создавая для этого соответствующие условия, и тот добровольно передает им свою автомашину.
В целом хищения автомашин из автосервисов, автомоек и даже из автосалонов путем мошенничества - явление нередкое.
Наиболее ухищренные способы хищения применяются преступниками при совершении грабежей и разбойных нападений. Они совершаются, как правило, в дневное время на дорогах, открытых стоянках возле магазинов, кафе, на автозаправках.
Примером таких способов завладения транспортным средством являются следующие:
- к остановившейся на светофоре на красный свет автомашине подбегает несовершеннолетний соучастник преступления и плюет в зеркало. Разгневанный водитель пытается поймать его, чтобы проучить, и выбегает из машины, не вынув ключи из замка зажигания. В ту же минуту другой соучастник преступления садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж;
- к заднему мосту или колесному диску автомашины, стоящей на открытой стоянке у торгового центра, привязывают консервные банки на веревке. Владелец автомашины, выйдя из торгового центра, садится в машину и при отъезде слышит невообразимый гул. Чтобы разобраться в причинах происходящего, он останавливает автомашину и выходит из нее, не вынув ключи из замка зажигания и даже не заглушив мотор. В это время преступник садится за руль автомашины и уезжает на ней, совершив грабеж;
- ехавшая за рулем автомашины женщина с пассажиром-охранником остановила машину у дома знакомой и зашла к ней на несколько минут, оставив в машине охранника и не заглушив мотор. В этот момент двое прохожих - соучастников преступления - начали кидать в лобовое стекло автомашины снежки, потом сосульки, а когда охранник, не выдержав, выбежал из машины и погнался за ними, третий соучастник преступления сел за руль автомашины и уехал на ней. Через некоторое время преступники позвонили женщине и предложили выкуп авто за полцены, совершив тем самым грабеж.
В целях предупреждения грабежей и разбойных нападений с выкидыванием водителя из салона автомашины производители изобрели карточки "от разбоя" (хай-джек, блэк-джек), при использовании которых водителем двигатель автомобиля в автоматическом режиме глохнет в его отсутствие. Зная об этом, похитители нередко, завладев автомобилем, удерживают водителя в салоне до того, пока не доедут до нужного им места, совершая тем самым грабеж или разбойное нападение.
Таким образом, причинами, способствующими угонам и хищениям автомототранспортных средств, служат в ряде случаев небрежность и невнимательность водителей, оставляющих автотранспортные средства с открытыми ветровыми стеклами; в местах производства работ, либо во дворе домов с открытыми дверцами; перевозящих незнакомых и сомнительных пассажиров; передающих ключи и оставляющих автомобили без присмотра в сервисах, на мойках, шиномонтаже; не оборудовавших автомобили противоугонными или поисковыми (охранными) системами.
Организационно-техническими мерам предупреждения угонов и хищений транспортных средств являются: хранение автотранспортных средств на платных охраняемых парковках и стоянках; обязательное оборудование личного автотранспорта необходимым минимумом противоугонных средств, таких как: мультилоки, иммобилайзеры, клиффорды, гаранты, цезари, блекбаги, заводские карточки и маркировка отдельных узлов и агрегатов автомашин в целях повышения уровня противоугонной технической оснащенности индивидуального автотранспорта.
Каждый автомобиль должен быть снабжен противоугонным устройством, позволяющим с момента оставления транспортного средства на стоянке вывести из строя или заблокировать какой-либо основной агрегат транспортного средства.
Противоугонные устройства - системы для предотвращения несанкционированного приведения в действие двигателя обычными средствами или использования другого источника энергии основного двигателя транспортного средства в комбинации по крайней мере с одной системой, которая:
- блокирует рулевое управление;
- блокирует передаточный механизм или;
- блокирует механизм переключения передач.
Устройства противоугонной сигнализации, которые издают визуальные или звуковые сигналы предупреждают о попытках взлома транспортного средства.
Профессиональные угонщики используют все более новые и новейшие технические средства преодоления самых последних типов и совершенных видов противоугонных систем, постоянно совершенствуя свое преступное мастерство, повышая свои криминальные навыки. Предотвращению краж способствует только применение автовладельцами нескольких систем безопасности и индивидуальных секреток.
Водители автотранспортных средств, будьте бдительны!